Математика покера с использованием PokerStove. Часть 3 - терн и ривер

Тема в разделе "Математика покера", создана пользователем MrTwister, 1 сен 2013.

  1. MrTwister

    MrTwister Продвинутый

    0
    965
    +132 / -0
    Подсчет эквити на терне фактически ничем не отличается от того, как вы делаете это на флопе, единственное отличие – это то, что если вы решитесь дойти до олл-ина на терне, то вы увидите не 2 карты, а лишь одну (ривер). Поэтому на терне PokerStove уже показывает эквити вашей руки для последней оставшейся карты (а не двух, как на флопе).

    Иными словами, если на флопе для вашего флэш-дро PokerStove показывал 36% эквити, это значило, что у вас есть шанс в 36% улучшиться до флэша на терне и ривере, и если вы хотели узнать, как часто вы улучшитесь до флэша уже на терне, вам следовало разделить 36% на 2 и получить 18%. На терне же, поскольку осталась неизвестной всего одна карта, PokerStove будет показывать для вашего флэш-дро эквити равное 18% что точно соответствует вашим шансам улучшиться до флэша на последней карте.

    С учетом этих незначительных поправок, вы сможете с легкостью применять все алгоритмы расчетов, описанные для флопа, и на терне.

    Самой необычной улицей в покерной математике является ривер. Дело в том, что на этой руке ваши дро либо закрылись, либо нет, и поэтому если у оппонента есть готовая рука, у вас либо 0% на победу (худшая рука, которая всегда проиграет на вскрытии – иными словами, ваше «шоудаун эквити», то есть как часто вы выиграете на шоудауне, равно нулю), или 100%, то есть вы выиграете против руки оппонента (ваше «шоудаун эквити» равно ста процентам). Это привносит в расчеты определенные коррективы.

    Так, подобный нюанс означает, что все ваши блефы вы совершаете по «худшему сценарию», то есть не имея никого эквити, что существенно меняет уравнение фолд эквити (такой вид также будет применяться и для всех «худших сценариев», но наиболее уместен он на ривере):

    Математика покера.PNG

    Как видите, если вы, например, блефуете с промазавшим дро, и ставите целый банк, то чтобы этот блеф был прибыльным ваш оппонент обязан скидывать свои карты в 50% случаев или чаще, что делает блефы на ривере весьма дорогими и требовательными к диапазону оппонента (он должен быть слабым, и оппонент должен уметь скидывать карты).

    Это также влечет за собой ещё одну необычную черту ривера, которую легче всего рассматривать и анализировать на конкретном примере:

    Poker Stars $0.50/$1 Hold'em No Limit - 6 игроков

    UTG: $100
    MP: $100
    Герой (CO): $100
    BTN: $100
    SB: $100
    BB: $100

    Префлоп: ($1.5) Герой - CO с K:heart:Q:diamond:
    UTG фолд, MP рейз до $4, Герой колл $4, BTN фолд, SB фолд, BB фолд

    Флоп: ($9.5) K:spade:6:diamond:3:spade: (2 игрока)
    MP бет $7, Герой колл $7

    Терн: ($23.5) 2:club: (2 игрока)
    MP бет $16, Герой колл $16

    Ривер: ($55.5) J:club: (2 игрока)
    MP бет $50

    Предположим, что у вас KQ, и оппонент ставил все три улицы, когда у вас на руках была топ пара. На ривере банк составляет $55,5, оппонент ставит $50. Что нам делать? Колл? Фолд? Рейз? Как здесь может помочь математика? А на ривере, как оказывается, математика играет одну из первостепенных ролей.

    Итак, ваши шансы банка составляют примерно 32%, теория шансов банка гласит, что для того, чтобы сделать колл, ваши шансы на победу должны превышать ваши шансы банка. Где же тут шансы на победу? Как мы уже разобрались, на ривере против любой руки из диапазона оппонента вы либо выигрываете, либо проигрываете. Отсюда и ваш средний шанс на победу против диапазона оппонента. Например, дадим нашему оппоненту в раздаче следующий диапазон для ставки на ривере:
    • Все сеты (KK, 66, 33, 22), которые он мог ставить на флопе и терне
    • Карманные тузы (АА)
    • Хорошие топ пары (AK, KQ)
    • Две пары (KJ)
    • Стрит (45s)
    • Промазавшие флэш-дро (AsJs, AsQs, AsTs QsJs, QsTs, JsTs), которые он ставит на ривере, чтобы просто попытаться выиграть банк
    Это лишь примерный диапазон – реальный диапазон оппонента часто будет включать в себя также промазавшие стрит-дро, наподобие 75s, а также иногда и полные блефы, плюс несколько других флэш-дро. Введем все эти руки в PokerStove и получим:

    example-18.PNG

    PokerStove утверждает, что у на 15% на победу на ривере – эти шансы просто-напросто говорят, что в диапазоне оппонента 15% флэш-дро, которые мы бьем, а все остальные руки сейчас старше нас. Иными словами, процент, показываемый PokerStove на ривере, говорит о том, какую часть диапазона оппонента мы бьем, и если эта цифра больше наших шансов банка, то мы обязаны делать колл.

    Эта особенность также заставляет обратить внимание на другую важную составляющую ривера – умение читать руки оппонента. Чтобы делать правильные коллы и фолды на ривере, основываясь на подобной математике (а это единственный верный путь к успеху в покере), вам необходимо очень хорошо представлять себе диапазоны различных оппонентов на ривере и грамотно читать их руки. Против диапазона, описанного выше, вы обязаны скинуть свою топ пару в пас. Но какие-то оппоненты будут много блефовать, и для вас не составит труда сделать колл на таком ривере. Другие же, наоборот, блефовать никогда не будут, и вам также придется выкинуть свои карты. Как мы уже отмечали в статье, посвященной игре на ривере, в покере всё относительно, особенно на ривере.

    То же самое можно сказать и о рейзах на ривере. Предположим, что теперь вы сами ставили все три улицы с оверпарой, и на ривере получили рейз, что вам делать?
    Poker Stars $0.50/$1 Hold'em No Limit - 6 игроков

    UTG: $100
    Герой (MP): $100
    CO: $100
    BTN: $100
    SB: $100
    BB: $100

    Префлоп: ($1.5) Герой - MP с A:diamond:A:club:
    UTG фолд, Герой рейз до $4, CO колл $4, BTN фолд, SB фолд, BB фолд

    Флоп: ($9.5) K:spade:6:diamond:3:spade: (2 игрока)
    Герой бет $7, CO колл $7

    Терн: ($23.5) 2:club: (2 игрока)
    Герой бет $16, CO колл $16

    Ривер: ($55.5) J:club: (2 игрока)
    Герой бет $35, CO рейз до $73
    Вы скажете «ну что ж, у меня тузы, надо делать колл!». А на самом деле? Если подумать о диапазоне оппонента, то у него вполне могут быть:
    • Две пары (KJ)
    • Стрит (45s), который он решил разыграть медленно на терне
    • Сеты (66, 33), которые решили не делать рейз на флопе, поскольку на нем не было флэш-дро и доска выглядела неопасной.
    Заметьте, что против этого диапазона на ривере после рейза у вас 0% на победу – вы не бьете ни одной руки из перечисленных выше, и поэтому какие бы шансы банка у вас ни были, это всё равно фолд – у вас 0%!

    Вы можете привести контраргумент и сказать, что возможно наш оппонент делает такой рейз с промазавшим флэш-дро! Да, такое возможно, но это ещё не причина для колла.

    Для начала определим, что наши шансы банка примерно равны 18%, и снова обратимся к PokerStove. Включим в диапазон оппонента большую часть флэш-дро, которые у него могли быть, поскольку, очевидно, в его диапазоне окажутся далеко не все флэш-дро: во-первых, оппонент должен был сделать колл с ними на двух улицах (а не рейз или фолд), а затем поставить нам олл-ин на ривере, что само по себе является смелым действием, особенно с учетом такого маленького рейза на ривере (чуть больше, чем минирейз вашей ставки):

    example-19.PNG

    Как видим, даже с учетом того, что оппонент сделает этот весьма маловероятный рейз на ривере с промазавшим флэш-дро, нам всё равно недостает шансов на колл. Поэтому, каким бы вам ни казался диапазон оппонента на ривере, на низких лимитах вам всё равно нужно скинуть свою оверпару в пас.

    Таким же образом, рассчитывая через PokerStove своё «шоудаун эквити» на ривере, а также свои шансы банка, вы сможете достаточно точно определять прибыльность тех или иных коллов.
     
    • Нравится Нравится x 1
  2. alemar

    alemar Местный

    0
    138
    +15 / -0
    Спасибо, крайне полезный материал.
     
  3. Ильдар

    Ильдар Прохожу мимо

    0
    53
    +3 / -0
    Я думаю, что те, кто имеет в себе силы сбрасывать оверпары и топ-пары, довольно быстро проскакивают микролимиты.